Буллинг в школе – это повторяющаяся модель поведения, реализующая намерение группы причинить вред одному учащемуся. Проявляется вербально и невербально. Всегда соответствует структуре: группа агрессоров, свидетели и жертва, неспособная себя защитить. Характеризуется физическим и психологическим насилием: угрозами, унижениями, побоями. Диагностика выполняется с помощью беседы, наблюдения, опросников. Для коррекции буллинга проводятся групповые тренинги, психологические консультации, создаются ученические организации.
Причины буллинга
Ключевая характеристика класса с проявлениями буллинга – небезопасность каждого участника микросоциума. Ситуация травли разворачивается как дезадаптивная форма совладания со стрессом ученика, испытывающего тревогу, дискомфорт. Согласно мнению социологов, современная российская реальность популяризирует агрессивные способы подавления тревоги, разрешения проблем. Провоцирующими факторами буллинга в школе становятся:
- Негармоничная иерархия. При негармоничном распределении статусов в классе появляются роли «отверженных», «изолированных». Они становятся объектом насмешек, унижения, насилия со стороны более сильных, но эмоционально нестабильных учеников.
- Социально-экономические перемены. Мобильность современного общества, перенасыщенность информацией, отсутствие моральных устоев способствует проявлению агрессии. У подростков нет предпочитаемой модели поведения, возникает противоречивость действий, желаний.
- Подростковый возраст. Перестройка систем организма, гормональный дисбаланс приводят к импульсивности поведения, снижению самоконтроля. Ведущими эмоциями становятся тревога, раздражение, реализующиеся через агрессию. Если к такому поведению прибегает лидер, то обязательно присоединяются его последователи (особенность подросткового периода).
- Жестокое обращение в семье. Агрессоры – люди, пережившие насилие от родителей или других родственников, обладающих силой. Доминирует дисбаланс власти: старшие, более сильные, владеющие материальными благами члены злоупотребляют статусом, угрожают безопасности младших.
- Педагогическое влияние. Влияние учителя на класс может сформировать нездоровую атмосферу. Неуважительное отношение педагога, жесткая конкуренция, публичное порицание, оскорбление выступают причинами буллинга в школе.
- Социально-экономический статус. Установлено: дети из семей с низким доходом, отсутствием образования у родителей чаще становятся жертвами травли. Учащиеся из семей, где родители имеют высшее образование, оказываются более адаптированными к школьной среде, чувствуют себя комфортно в школе, редко становятся участниками ситуаций насилия.
Проявления буллинга
Для учащихся младших классов характерны простые физические способы травли. Используются толчки, пинки, удары. Часто агрессоры затевают драку, когда уверены, что жертва слабее. Другим важным атрибутом неравного конфликта являются зрители. Если процесс унижения никто не видит, то теряется смысл. Обидчики часто врут, делая это настолько убедительно, что учителя сразу верят. За ложью скрывается страх наказания, ориентация на мнение взрослого.
Ученики средних классов наряду с физическим насилием применяют вербальное. Этому способствует расширение словарного запаса, повышение значимости социального статуса. Мнение взрослых становится менее важным, появляется желание отделиться психологически. Буллинг в школе проявляется оскорблениями, словесными унижениями, физическим нанесением вреда. Ложь взрослому встречается реже, порицание с его стороны способствует сепарации подростка.
В средних, старших классах вербальный буллинг становится изощреннее. Помимо прямых оскорблений, используются сплетни, наговоры, сарказм. Распространение лживых слухов способно сильно снизить статус жертвы, способствовать социальному исключению, изоляции. Психологическая травля выражается запугиваниями, шантажом, бойкотом. Нередко агрессоры отбирают деньги, разбивают телефон, портят другие личные вещи. С целью унижения могут заставить жертву выполнять определенные действия.
Особый вид травли – кибербуллинг. Разворачивается в интернет-пространстве: в социальных сетях, форумах, чатах. Физического вреда причинить не может, но серьезно ухудшает психическое здоровье жертвы. Нацелен на унижение, запугивание, принуждение к каким-либо действиям. Отличается повышенной жесткостью, потому что агрессор часто остается неидентифицированным, скрытым за ником.
Последствия
Буллинг в школе вызывает тяжелые психологические травмы у детей, ставших жертвами. Негативные последствия разнообразны: неуважение к себе, неспособность достичь успехов, нарушения сна. Вынужденная социальная изоляция, переживание одиночества становятся причинами затяжной депрессии, растягивающейся во взрослую жизнь. Возможно развитие панических атак, социофобии, психосоматических заболеваний. Снижение учебной мотивации приводит к прогулам уроков, уходу из школы в онлайн-образование.